Адрес: Москва, проспект Мира, д.101 В, стр.1, третий этаж  Подробнее
Деканат, тел.: 8 (495) 616-37-01
   

Институт практического востоковедения

 

КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК В ИНСТИТУТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

ГлавнаяПоступающим (абитуриентам)Зачем учиться на востоковеда

Трудно вспомнить период в Российской истории, когда бы интерес к Китаю и изучению китайского языка мог сравниться с сегодняшним. Тут и поражающие обывателя успехи китайской экономики, активная миграция китайцев на Запад и в Россию в частности; долгожданная возможность передвижения по миру самих россиян, заманчивые перспективы совместного с китайцами предпринимательства или, что реже, интерес, а порой и увлечение экзотическими китайскими прелестями. Многие отечественные вузы, и в особенности московские, быстро почувствовав конъюнктуру, объявляют набор групп для изучения китайского языка, основное направление обучения в вузе при этом не имеет ни малейшего значения. Не отстают и разнообразные вечерние и дневные курсы для взрослых и детей. Нельзя безусловно утверждать, что обучение китайскому языку сплошь и рядом поставлено плохо, непрофессионально. Однако когда читаешь в рекламном проспекте, что китайский язык обязуются преподать за 68 или 72 академических часа, оторопь берет от некомпетентности и полной безответственности взявшихся за это дело людей.

Обучают китайскому языку и в Институте практического востоковедения (ИПВ). Являясь идейным последователем лучших традиций университетской синологической школы, ИПВ в своей деятельности реализует концепцию обучения, принятую в Институте стран Азии и Африки при МГУ.

Полный курс обучения китайскому языку рассчитан на 4 года, общим объемом в 2800 академических часов. Аудиторное время в объеме 1750 часов распределено по убывающей, таким образом, что при максимальной нагрузке в 16 часов в неделю на первом курсе, она постепенно снижается, составляя соответственно 14, 12 и 10 часов в неделю - на последующих. Важная роль отводится самостоятельной подготовке. Домашние задания тщательно разрабатываются, составляя в методическом плане логическое продолжение аудиторных занятий.

На начальном этапе обучения занятия в малочисленных группах ведут опытные отечественные преподаватели, стажировавшиеся в китайских университетах. Все они в совершенстве владеют особенностями и тонкостями китайской фонетики и располагают методами, при помощи которых, при активном использовании аудиосредств формируют нормативную артикуляторную базу и устойчивые произносительные навыки. Опыт доказывает, что именно преподаватели-соотечественники, а не китайцы на начальном этапе обучения добиваются лучших результатов, закладывая мощную базу для дальнейшего развития языковых навыков.

Участие в учебном процессе преподавателей - носителей родного языка обязательно; и польза от занятий с ними велика. К китайцам в ИПВ предъявляются определенные и очень существенные требования. Главное, чтобы это был преподаватель высшей школы, владеющий педагогическими приемами, методикой обучения. Преподаватель-носитель языка подключается к учебному процессу, как правило, на третьем году обучения (иногда на втором), когда изучение китайского языка становится более углубленным, ведется по аспектам. При развитии и активизации навыков устной речи, овладении коммуникативными оборотами, закреплении и развитии навыков аудирования, занятия с преподавателями - китайцами особенно эффективны. Другим важным аспектом изучения языка является реферирование. На этих занятиях углубленно изучается общественно-политическая лексика, умение работать с газетами и другими официальными текстами. Особое внимание уделяется двустороннему переводу, письменному и устному, овладению навыками восприятия на слух иноязычной речи.

Общеизвестна пугающая сложность «китайской грамоты». Иероглифика, удивительно мудрое порождение народа, представляет собой неотъемлемую часть китайской культуры и искусства, один из ключей к постижению «странностей» китайского миропонимания. Тут важно с первых дней заинтересовать студентов, а в идеале - привить любовь к изучению и написанию иероглифов. В ИПВ помимо плановых занятий можно посещать факультативные занятия каллиграфией. Отрадно, что студенты с увлечением приобщаются к этому изысканному занятию, решая не только практические задачи, но и совершенствуясь духовно, развивая терпение, настойчивость, сосредоточенность.

Отличительная особенность академической синологической школы - это изучение языка в совокупности со всем многообразием знаний о стране и ее народе. Владение китайским языком неизбежно будет ущербным без знания жизненных реалий, без понимания особенностей национального характера, поразительной внутренней преемственности форм китайской культуры, неоспоримой, выверенной опытом сотен поколений стилистической последовательности.

В рамках реализации такой концепции обучения восточным языкам и китайского в частности, в цикле общепрофессиональных и специальных дисциплин предусмотрены курсы по истории, литературе Китая, экономической географии, этнографии и этнологии, истории религий и истории искусств Востока, социально-политической структуре государства и многие другие, не менее познавательные и увлекательные предметы.

Старшекурсники изучают вэньянь. Серьезному китаисту без него не обойтись. Ведь письменный язык был одним из важнейших факторов, обеспечивавших непрерывность культурных традиций и преемственность развития китайской цивилизации на протяжении всей ее долгой истории. Неисчерпаема кладовая культурных и исторических памятников, написанных на вэньяне. Благодаря своей смысловой ёмкости этот язык до сих пор сохраняет важные позиции в различных печатных изданиях за пределами КНР.

Программа подготовки китаистов обширна и многообразна и безусловно была бы невыполнима без уникальных преподавателей, собранных в Институте. В ИПВ работают ведущие отечественные востоковеды, имена многих широко известны далеко за пределами России. Это - авторы учебников, монографий, ученые, имеющие собственные научные школы, знающие и любящие Восток.

Однако ни часы, проведенные в лингафонном кабинете, ни завораживающие рассказы о почти фантастической жизни народа, сотканной из «китайских церемоний» и «фарфоровых павильонов» не заменят личного опыта пребывания в стране и живого общения с китайцами. ИПВ предоставляет своим студентам возможность поучиться в китайских университетах. Стажировки могут быть краткосрочными - несколько месяцев и продолжительными - от года и дольше..

Быстро пролетают четыре года. С солидным багажом знаний, сознанием собственной значимости и с государственным дипломом бакалавра ориенталистики выпускник ИПВ отправляется в жизненный путь. Вряд ли он отдает себе отчет, сколько творческих мук, разочарований и удивительных откровений подстерегает на этом пути каждого китаиста.

Кто учил китайский - тот знает!

ПОИСК
карта сайта

Мероприятия в текущем учебном году

Восточные языки

©2000-2017 «Институт практического востоковедения» - изучение китайского, японского, арабского языка.

Разработка и дизайн BTV-info.
Rambler's Top100
«Институт практического востоковедения»
Москва, проспект Мира, д.101 В, стр.1, третий этаж
Деканат: 8 (495) 616-37-01
E-mail: info@iposmsk.ru - учебная часть

Московская международная академия